Сб. «Пионерский музыкальный клуб» №15, М.. Музыка, 1979


    О детской хоровой студии «Юные ленинцы»

    О детской хоровой студии «Юные ленинцы» я слышала давно. Но только познакомившись с ребятами и педагогами студии поняла, какой это интересный коллектив.

    Немного из истории. На Краснобогатырской улице Москвы, недалеко от Сокольников находится Дом культуры имени Ильича завода «Красный богатырь». Двадцать лет назад, в 1961 году правление Дома культуры объявило о первом приеме детей в детскую хоровую студию, которую организовала Лиана Борисовна Тенета-Бартенева. Так начал свою жизнь хор, в котором занималось 60 ребят.

    Сейчас в студии 300 детей, четыре хора. В подготовительном занимаются самые маленькие, дошкольники 5-6 лет; в младшем - первоклассники; в среднем - ребята 2-х -4-х классов и в старшем ребята 11-16 лет. Большинство из них прошло в студии все стадии обучения. Этот хор основа студии, ее концертное лицо.

    А теперь побываем на занятиях каждого хора.

    Тихо! Слышите? Поют малыши. Давайте незаметно заглянем в класс. Ой, какие забавные! Маленькие девочки и мальчики пяти-шести лет, симпатичные и пестро одетые, как и все малыши, сидят на стульях, поставленных в три ряда, и весело распевают песенку композитора Веры Герчик «Цап-царап». На доске прикреплены рисунки. Как их много, какие они разные: маленькие и большие, цветные и нарисованные простым карандашом, красками и все они про котенка. А на рояле сидят тоже смешные котята, вылепленные из пластилина. Все это сделали ребята сами.

    В этом хоре такая веселая традиция - дети приносят на урок свои рисунки и всякие поделки, сюжет они черпают из новой песни, которую начали разучивать.

    А на сцене красуется большой лист ватмана, нарисованы на нем нотные линейки. Это нотный стан, в начале скрипичный ключ. Я такого еще не видела - на голове у него золотая корона, развивается красная накидка, украшенная разными музыкальными знаками, а за ключом разместились разноцветные нотки, каждая на своем месте и раскрашенная своим цветом. «Их музыкальное величество скрипичный ключ» и его свита - нотки первой октавы - так назвали малыши этот рисунок. Ребята придумывают необыкновенные приключения скрипичного ключа и ноток, делают рисунки к этим историям и поют самые разные песенки.

    Вы когда-нибудь пробовали рассказывать сказки малышам? Они смотрят на вас удивленными, широко раскрытыми глазками и... в них можно увидеть все то, о чем вы рассказываете: и Машеньку, которую несет в коробе медведь, приплясывающую лисицу с колобком на носу, и бабу-ягу, и веселых поросят, и волка... Вот такие удивительные глаза я увидела у малышей подготовительного хора. Для них урок - это ожившая сказка, музыкальная сказка, где царствует скрипичный ключ, где шалят и прыгают по разным линейкам нотки, где в песне оживают ее герои: котенок, щенок, цыпленок, весенний цветок... Ребята играют, поют и учатся понимать и любить музыку.

    Осторожно! Давайте тихонечко выйдем, что бы не прерывать, не остановить сказку.

    Теперь хорошо бы заглянуть к первоклассникам. Зайдем? Да тут целый оркестр: две девочки играют на металлофоне, а вот целая группа ребят весело ударяет в бубня, в третьем ряду - двое играют на дудках, а у остальных обычные погремушки. Как нежно и мелодично звучит маленький колокольчик в руках одной девочки! Младший хор исполняет русскую народную песню «На горе-то калина», аккомпанируя себе на различных, очень простых инструментах.

    А это что такое? Хор начал распевать несложную мелодию на различные слоги, делая какие-то непонятные движения руками. На мой вопрос ребята с гордостью ответили - «а мы поем по релятивной системе». Что это такое? А вот что. Каждый звук лада имеет свой ручной знак - кулачок, открытую ладошку, указательный палец, поднятый вверх и т.д. и - свой слог: ой, ле, ви, на и т.д. Всего семь слогов-знаков. Называя эти слоги и показывая ручными знаками соответствующий звук можно спеть любую мелодию и даже не обязательно для этого знать ноты, достаточно запомнить только эти семь слогов-знаков. Поэтому каждый желающий может выйти к хору и ручными знаками показать придуманную им мелодию, а хор, зная что обозначает каждый знак, свободно поет эту незнакомую ему ранее мелодию.

    Здорово, правда?! Каждый может быть композитором, каждый может показать свое сочинение и услышать как оно звучит. А сейчас по указаниям педагога дети поют двухголосные каноны - это, когда одна группа хора начинает петь какую-то музыкальную фразу, а другая повторяет ее, но вступает несколько позже. Поют без сопровождения, по-итальянски это называется a capella. Это довольно трудно, требует умения петь чисто, владеть дыханием, хорошо слышать не только свой голос, но и все остальные.

    В конце урока ребята показывают рисунки, аппликации, фигурки из пластилина, которые они сделали к разученным песням, читают свои музыкальные сказки-истории о звуках, песнях, музыкальных инструментах.

    Как интересно уметь все это делать! А ведь всего-навсего - первоклассники. Молодцы!

    Средний хор. Здесь уже разучиваются довольно сложные произведения, которые требуют музыкальных знаний и вокально-хоровой подготовки. Большинство легко справляются с трудностями двухголосных произведений, и песен a capella и целых музыкальных циклов - так называются несколько песен, объединенных одной темой.

    Приступая к работе над новыми произведениями, ребята уже самостоятельно разбирают его форму, средства музыкальной выразительности, придумывают характер хорового исполнения.

    Юные певцы постепенно начинают чувствовать, что хор - это как бы «живой инструмент», а они - его клавиши.

    У среднего хора богатая концертная деятельность, они дают концерты для родителей, для младших ребят, выступают в отчетных концертах студии. Здесь царит настоящая творческая, рабочая обстановка.

    И, наконец, - старший хор. Ему под силу исполнение сложных, серьезных и наиболее интересных произведений. На него ложится почти вся концертная деятельность.

    Ребята успешно справляются с этой задачей, все они знают музыкальную грамоту, хорошо поют по нотам, имеют достаточный опыт хорового пения, накопленный в младших хорах.

    Старший хор занимается два раза в неделю по два часа, а перед концертами и чаще. Концерты - интереснейшая страница в жизни студийцев. Ребята выступают в различных концертных залах Москвы - в Кремлевском Дворце Съездов, в Колонном зале Дома Союзов, во Дворце пионеров, в институте им. Гнесиных, в Малом и Большом залах консерватории, в клубах, домах культуры, в школах. Неоднократно старший хор студии завоевывал звание лауреата Всесоюзных и Московских смотров художественной самодеятельности, имеет грамоты ЦК ВЛКСМ, Всероссийского хорового общества.

    Интересные дела придумывают студийцы. Вместе с педагогами они создали музыкальный лекторий «Люби и знай музыку» для учащихся студии, для родителей. Обычно в году производится 6-7 занятий. Темы лекций самые разнообразные: «Музыка, ее роль в жизни», «Людвиг Ван Бетховен», «Путь пионерской песни», «Музыка для детей», «Русская народная музыка», «Могучая кучка» и т.д. Всего и не перечислишь. Распечатываются абонементы, оформляются афиши, готовится концертная программа. Читают лекции и иллюстрируют их сами ребята. Конечно, польза от этого великая не только слушателям, но и самим исполнителям.

    Студийцы побывали в Ленинграде. Риге, Вильнюсе, Ярославле, Севастополе. Симферополе, Воронеже, Ульяновске, Владимире. Калинине. 3 раза в Артеке., познакомились с достопримечательностями городов, выступали перед рабочими, служащими, учащимися. Гастролям всегда предшествовали напряженные репетиции, а желание поехать в новый город служило прекрасным стимулом для повышения успеваемости в студии и в школе.

    За большую и активную творческую работу «Юным ленинцам» было присвоено звание «Народной детской хоровой студии». Это высокое звание коллектив подтверждает каждый год на концертах-конкурсах.

    За прошедшие двадцать лет студию окончили многие ребята. Некоторые избрали музыку своей профессией, сейчас они либо студенты специальных музыкальных учебных заведений, либо уже преподают в школах, руководят хоровыми кружками в различных клубах, а несколько человек стали педагогами здесь, в своей родной студии, куда много лет назад маленькими детьми их привели мамы и папы. Многие выпускники студии выбрав другую дорогу в жизни, не оставили любимой музыки и поют в самодеятельных коллективах.

    Годы, проведенные в студии, надолго останутся в памяти ее выпускников. Те знания и умения, которые они получили здесь, та огромная любовь к музыке, к хору, к тем людям, с которыми пройдены трудные, но прекрасные пути совместного творчества, останутся с ними на всю жизнь.


    В.Г. БЕКЕТОВА,
    заведующая редакцией хоровой и
    детской музыки издательства «Музыка»

 
Закрыть окно
 
Hosted by uCoz