Музыкальная академия № 1

    2001 года.

    ДЕТИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ

    Людмила Новоселова

    ВЫСОКОГО ДУХА ИСКАТЕЛИ

Может случиться так,
что музыка спасет мир
Пабло Казальс.

    Нет на свете малыша, абсолютно равнодушного к звукам. Он, сталкиваясь с теми или иными акустическими явлениями, по-своему заинтересованно реагирует на них. Восприимчивость к музыке в ребенке можно воспитать, нужно только научить его слуховому вниманию, умению остановиться, умолкнуть и... прислушаться. А что и как, прислушиваясь, услышит маленький человек, зависит от окружающих. Если удастся затронуть «волшебные струны» в душе юного существа, можно с уверенностью сказать, что вся его дальнейшая жизнь будет гораздо осмысленнее, интереснее и богаче. Читателям «Музыкальной академии» вряд ли стоит доказывать, что эмоциональное, эстетическое и духовное развитие необходимо школьникам ничуть не меньше, чем интеллектуальное (умственное) и физическое, коим в нашей общеобразовательной системе уделено главное, если не единственное, внимание. Названная тема, не однажды возникавшая на страницах «Музыкальной академии» еще в бытность ее «Советской музыкой», сегодня не менее, если не более, актуальна. «Недозагрузка» души и сердца школьников в их самом активном возрасте — серьезный просчет, которым грешат многие школьные программы. Недостатки в воспитании чувств молодого поколения сказываются в первую очередь на отсутствии у него нравственных и культурных приоритетов, детвора «от мала до велика» утопает в беспорядочном потоке развлекательной музыки. А здесь нередко встречаются «шедевры» весьма сомнительного свойства. Например, в записях популярного ансамбля «Битлз» звучит песня «Lucy and the Sky in Diamonds* («Люси и небо в алмазах») — своего рода рекламный трюк в пропаганде LSD — запрещенного и опасного наркотика.

    К сожалению, такого рода «пропагандистский бизнес» — бомба замедленного действия для подростков. Как предотвратить ее взрыв? Мне представляется, что одним из самых действенных и результативных средств здесь может служить участие наших детей в хоровом пении. Этот вид искусства дисциплинирует подростков, освобождает от пассивного следования дешевым слуховым привычкам и в то же время развивает творческий потенциал каждого участника хора. Существуют различные методы обучения детей хоровому пению. Однако, помимо этих методов, решающую роль в постижении хорового искусства играет личность художественного руководителя коллектива. Он должен быть не только специалистом в своем деле, но и подлинным Учителем, который умеет привить питомцу необходимые профессиональные навыки, развить в нем образное мышление; должен быть наставником, помогающим ребенку обрести свои жизненные ориентиры, выбрать собственное, наиболее перспективное поле деятельности, чутким педагогом, способным не раздражаться, не ругать ребенка за допущенные ошибки, а «чувства добрые в нем лирой пробуждать».

    Из довольно обширного круга руководителей, с которыми мне довелось встречаться в последние годы, я бы выделила двух, о ком небезынтересно, как мне кажется, было бы узнать читателям. Это Михаил Славкин и Алла Ястребова — энтузиасты своего дела, целеустремленные творческие личности, которые стоят во главе совершенно непохожих друг на друга исполнительских коллективов.

    Алла Ястребова — душа и мозговой центр окружного хора мальчиков «Дебют», созданного всего три года назад в Северном Тушино на базе общеобразовательной школы № 644 в системе дополнительного образования детей. Будучи воспитанницей виднейшего хорового дирижера Владислава Соколова, Ястребова после окончания дирижерско-хорового отделения Музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне имени Альфреда Шнитке) работала в Приморском крае и продолжала учебу в Дальневосточном институте искусств. В создании «Дебюта» участвовал и ее муж — хормейстер Александр Ястребов — выпускник дирижерско-хорового факультета Московской консерватории.

    Первоначальный набор в хор мальчиков организаторы проводили по принципу: хочешь петь — научим. И брали всех желающих, не взирая на возраст. Среди поступающих в хор есть ребята, предоставленные самим себе, «создания улицы», трудные дети. А у трудных детей — трудные родители (нередко — пьющие), с которыми тоже приходится «работать» А.Ястребовой.

    Сейчас в «Дебюте» 80 человек (в возрасте от 7 до 13 лет); 30 ребят поют в учебном и 50 — в концертном хоре (хормейстеры — Мария Орехова и Мария Янина — обе выпускницы Института имени М.Ипполитова-Иванова). Создан и подготовительный блок, включающий хоры четырех-, пяти- и шестилеток (всего 60 человек). Руководит этим блоком Наталья Ястребова — дочь организаторов «Дебюта», которая пошла по родительским стопам, закончив факультет хорового дирижирования, но уже в Академии имени Гнесиных.

    Несколько слов о содержании учебного процесса. Конечно, в «Дебюте», как и в любом детском коллективе, существует проблема «гудошников», то есть ребят, которые не в состоянии воспроизвести ни одной ноты и спеть ни одной песни. В том, что таких детей становится все больше и больше, повинны, в частности, радио и телевидение. Из эфира почти исчезли детские песни и запоминающиеся мелодии, музыкально-воспитательные программы для самых маленьких. А из того, что звучит, в памяти ребенка ничего не остается.

    Для решения проблемы «гудошников» хормейстеры используют теорию Галины Стуловой о голосовых регистрах, научно обоснованную и объясняющую природу именно мальчишеского голоса, что позволяет с успехом развивать слуховые данные у ребят. Практически все мальчики, поступившие в хоровой коллектив, распеваются. На хоровых занятиях новички слушают чисто поющих, подпевают и интонационно подтягиваются к ним. В «Дебюте» это называется «хоровой прививкой». Произведения разучивают по партиям (с прошлого учебного года введен соответствующий зачет), а затем начинается работа над сочинением в целом, над его образным контекстом и фактурой. Одновременно вырабатываются дыхание, особенно цепное, артикуляция, позволяющая донести до слушателя текст. Хормейстеры стремятся добиться в хоре слитности голосов, чистого и выразительного унисонного пения, упорно работают над развитием у детей гармонического слуха. Если в первые два года хор исполнял произведения, в которых лишь фрагментарно использовались элементы двух и трехго-лосия, то на третий год перед детьми стоит задача научиться выстраивать аккордовые звенья из трех-четы-рех звуков. А для этого надо не только держать «свой» тон, но и слышать соседей, поющих как терцию, так и секунду, кварту, септиму.

    В программу занятий учеников включены уроки фортепиано, музыкальной грамоты и вокала. Руководители «Дебюта» придают большое значение воспитанию солистов (здесь особо надо отметить роль одного из ведущих хормейстеров коллектива Тамары Красавцевой). Причем одни и те же сольные партии готовят сразу несколько ребят, что дает возможность выбрать из них лучшего, способствует появлению в коллективе духа соревновательности, а у каждого юного певца — самых первых «честолюбивых устремлений».

    Все усилия педагогов «Дебюта» направлены на повышение исполнительского уровня хористов, на освоение ими русской и зарубежной классики, духовных сочинений Чайковского, Чеснокова, Кастальского, детских песен современных авторов. О плодотворности этих усилий можно судить по гипнотической завороженности звучания мальчишеских голосов, передающих неземной характер музыки «Ave Maria» Баха-Гуно. Или по исполнению «дебютантами» песни В.Соловьева-Седого на стихи А.Фатьянова «Соловьи». Мелодия этой знаменитой песни словно парит в воздухе, в котором чувствуется дыхание приближающейся Победы. Задушевность, ангельская нежность и чистота пения мальчиков оказываются способными разбередить до слез слушателей, особенно ветеранов войны1 (1.Это сочинение, так же как «Ave Маria» и многие другие, исполняются в адаптированном для хора мальчиков виде).

    Вернусь к тому, о чем говорилось в начале статьи: никакие нравоучительные беседы, тем более проработки, не могут принести тех положительных результатов в воспитании ребенка, в формировании его внутреннего мира, какие достигаются благодаря приобщению детей к высокой музыке. В ней для ребят источник всего самого светлого и прекрасного. Именно музыка позволяет им проникать в тайны творчества, в тайны искусства. И как бы в дальнейшем не сложились пути-дороги мальчишек из «Дебюта», в их судьбе останутся следы обретенных в детстве «ценностей». Одновременно с ребятами духовно богаче становятся и те, кто приходит послушать их выступления. Добрая традиция сложилась в дебютанте -ком содружестве: юные хористы приводят в него своих товарищей не только как потенциальных участников хора, но и просто как слушателей (иногда как «группу поддержки» на конкурсах), тем самым приоткрывая им волшебные двери в мир прекрасного.

    Концертная жизнь «Дебюта» достаточно интенсивна. Он — желанный гость не только в столице, но и за ее пределами. «Дебютанты» выступали на ХН-м Международном фестивале православной музыки в Москве, на VI-м Международном конкурсе «Звучит Москва-2000», пели на открытии реставрированного Костела на Малой Грузинской и в Церкви Покрова Богородицы в Братцеве. За короткий срок своего существования коллектив сумел завоевать лауреатские звания на конкурсах — в честь 200-летия Пушкина и «Юные таланты Московии», на фестивале «Радуга детства» в городе Кирове.

    У «Дебюта» интересные планы: на будущий год его руководители собираются создать свой оркестр народных инструментов, открыть в одной из общеобразовательных школ округа свой специализированный хоровой класс для мальчиков шести-семи лет в количестве 30 человек (по типу знаменитого Хора мальчиков А.Свешникова) , принять участие в новых музыкальных конкурсах. Педагогический коллектив хора во главе с Аллой Ястребовой — человеком ответственным, совестливым и ищущим — идет своим нестандартным, нелегким путем. Он — по семейному сплоченный, профессионально крепко подготовленный, любит своих воспитанников, как своих родных детей. А они, в свою очередь, отвечают учителям искренней привязанностью. И в этом — залог настоящих и будущих успехов детского хора. Хочется верить, что хору мальчиков «Дебют» предназначена долгая и счастливая судьба2. (2.Справедливости ради стоит сказать, что «дебютантов» опекают московские власти: Префектура (зам. префекта П.Подунова) и Департамент образования Северо-западного административного округа (руководитель Г.Батракова)).

    Шесть фортепианных классов, классы гитары, баяна, аккордеона, инструментальные ансамбли в различных комбинациях. И основа всей этой музыкальной «надстройки» — хоровое пение, в котором участвуют юные певцы от трех до семнадцати лет, — живой неумолкаемый «муравейник», носящий название — Детская хоровая студия (ДХС) «Преображение». В нынешнем году ей исполняется 40 лет. Созданная при Доме культуры завода «Красный богатырь» в 1961 году, она почти ровесница Союза композиторов России, под чьей эгидой выступает с 1997 года. По сравнению с «Дебютом», студия «Преображение» — коллектив-ветеран, и, естественно, масштабы их деятельности на сегодняшний день несопоставимы. Образование же, получаемое студийцами, как и в «Дебюте» — дополнительное, направлено главным образом на общее музыкально-эстетическое развитие детей и освоение ими хоровой певческой культуры. Подготовка музыкантов-профессионалов — здесь тоже не главная цель. Тем не менее ребятам, у которых проявляется ярко выраженная музыкальная одаренность, студия дает углубленную и целенаправленную подготовку. В настоящее время лишь 5 — 7% выпускников студии продолжают образование в Гнесинском и Мерзляковском училищах, в Педагогическом университете. Для остальных музыка останется неотъемлемой частью детства и юности и вполне возможно будет сопровождать их по жизни.

    Основателем и первым руководителем студии стала Лиана Бартенева, в то время студентка Московской консерватории. При ней состоялось около десяти студийных выпусков. Уже тогда, помимо занятий хоровым и сольным пением, существовали уроки фортепиано, баяна, аккордеона, ребята постигали и основы теории музыки. Интенсивная работа педагогов (их было пять) и учеников (их было шестьдесят) позволила очень быстро начать широкую концертную деятельность, принять участие в городских, республиканских и всесоюзных фестивалях и смотрах. Свои достижения студийцы продемонстрировали участникам IX конференции JSME — Международного общества по музыкальному воспитанию (июль 1970, Москва).

    Но после 20-летнего напряженного труда Л.Бартенева оставила свое детище. Жизнь в нем постепенно начала гаснуть. Печальной участи удалось избежать благодаря тому, что во главе студии в 1985 году стал талантливейший музыкант — дирижер, скрипач, композитор и педагог Михаил Славкин. Со студией он был связан и раньше, поскольку окончил Московский педагогический институт (ныне университет), где занимался в классе хорового дирижирования у той же Л.Бартеневой. Частью дипломного проекта М.Славкина было исполнение младшим хором студии его цикла песен «Волшебная палочка».

    С новым художественным руководителем коллектив обрел второе дыхание, для него наступило иное течение времени, иная возможность искать и творить... С 1990 года появилось и новое название — «Преображение». Оно означало прежде всего духовное преображение, но сыграли свою роль и близость к Преображенской площади, где студия появилась на свет, и присутствие в эмблеме студии цветовой гаммы кафтанов Преображенских гвардейцев Петра Великого. Число студийцев к тому времени достигло 220 человек. Пели они в четырех хорах, сформированных по возрасту. В подготовительном хоре «Веселые нотки» (руководитель Анна Богомазо-ва) ребята четырех-пяти лет постигают ныне музыкальную азбуку и просто слушают музыку, играют в детском оркестре, занимаются рисунком и пластикой, участвуют в сценических постановках.

    В младшем хоре «Соловушки» (руководитель Наталья Болотина) шести-семилетних детей обучают по программе музыкальных школ с хоровым уклоном. Здесь также предусмотрен детский оркестр, музыкально-театральные постановки. Следующая ступенька — средний или кандидатский хор «Журавушка», объединяющий восьми-десятилетних ребят. После двух-трех лет занятий в этом хоре самые способные переходят в старший хор, остальные завершают обучение, получив свидетельство об окончании Детской хоровой студии. В репертуаре «Журавушки» немало достаточно сложных хоровых произведений, есть даже музыкальные спектакли. Семнадцать лет возглавляет кандидатский хор замечательный человек и музыкант Тамара Федосеева (представитель первого выпуска студии), чей опыт заслуживает особого разговора, так как она, как никто другой, умеет делать из пения настоящий праздник. Ее «Журавушка» — неоднократный победитель и призер различных конкурсов, смотров и фестивалей.

    И наконец старший концертный хор, где возраст участников колеблется от 11 до 17 лет. Он носит то же название, что и вся студия — «Преображение», и возглавляет его сам Михаил Славкин. Хор «Преображение» — один из концертирующих музыкальных коллективов, которым по праву может гордиться не только Москва, но и вся Россия.

    Репертуар хора насчитывает свыше 150 произведений, охватывающих разные эпохи, стили, направления. В его исполнении звучит духовная музыка Бортнянско-го, Кастальского, Чеснокова, Турчанинова, русская и зарубежная классика — Рахманинов, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов, Бах, Гендель, Моцарт, Шуберт, Барток, Кодаи, сочинения многих современных российских авторов, в том числе и самого Славкина. Назову его вокальный цикл «Земля» (стихи Э.Фарад-жен), хоровую сюиту «Русские потешки» на народные тексты, кантату «Христос с тобой». Поет его произведения и хор «Журавушка». Это Пять песен на стихи Е.Каргановой и хоровой цикл «Живой уголок» (стихи В.Орлова). Особое место в репертуаре «Преображения» занимают народные песни — русские, украинские, белорусские, литовские, татарские, болгарские, польские, венгерские... Такое разнообразие дает возможность каждому хористу определиться в своих пристрастиях (кому что понравится!). Руководитель не подавляет воспитанников собственным авторитетом, он тактично направляет их музыкальное развитие, воспитывая музыкальный вкус и прививая любовь к искусству.

    «Нужна ли "попса"?» — спрашивает Славкин, и сам отвечает: «От нее никуда не денешься, это — своего рода музыкальная жвачка, некий фон обычной жизни, в котором существуют все — и взрослые и дети... Если ребенок любит "попсу" — это не преступление. При правильном подходе к освоению многожанрового репертуара в хоре он довольно скоро изменит не только свои интересы, но и нравственные приоритеты... Нет музыки легкой и серьезной — есть музыка плохая и хорошая. Критерием служит одно: звучит эта музыка внутри тебя, или не звучит, поешь ты ее «про себя» или нет. Истинная музыка всегда оставит след в душе и памяти!»

    Работая над той или иной программой, осваивая массу новой музыки, коллектив формирует свой вокальный стиль, свою вокальную манеру в зависимости от жанра произведений, от авторских целей и исполнительских задач. Разучивание каждого нового сочинения начинается с читки с листа, что дает хористам возможность получить представление о произведении в целом. Непременное условие при этом — петь по партитуре. И только потом начинается проработка отдельных эпизодов и деталей. В классе ведется непрерывная работа над овладением четкой дикцией и правильной артикуляцией. У солистов, кроме того, существуют индивидуальные занятия по вокалу. Всегда изобретателен процесс «разогревания» голосов на репетициях и перед концертами: если это лады, то в разных ритмах, темпах, в разной динамике, если это упражнения на дикцию, то разыгрывается целый музыкальный спектакль, сочиненный М.Славкиным на известные скороговорки. На работоспособности коллектива сказываются как хорошая репетиционная дисциплина с ребячьей увлеченностью пением, так и подлинная одержимость и окрыленность дирижера.

    Почти в каждое исполняемое хором произведение вносятся элементы сценического действия, игрового представления. Хористы совершенно свободно, порой стремительно, передвигаются по ступеням хоровых станков, словно фокусники-жонглеры извлекают невесть откуда самые разнообразные ударные инструменты — трещотки, погремушки, маракасы, хлопушки, треугольники и создают оригинальное оркестровое сопровождение. Например, в произведении М.Левандо «Багаж» (стихи С.Маршака) к явному удовольствию хористов соучастником хоровой театрализации становится слушательская аудитория, которая привносит в происходящее свой азарт и темперамент. То же самое происходит во время исполнения кантат «Рассеянный» О.Куликовской и «Учитесь, ребята, держаться в седле» И.Катаева.

    Создание хорового театра было давней мечтой Михаила Славкина. Еще в 1984 году силами студийцев был поставлен его мюзикл «Шторм» (по книге А.Эппеля), затем в 1987 году — музыкальный спектакль «Сказки старого ворона» В.Семенова, а еще через два года была сценически разыграна «Детская» М.Мусоргского. Но окончательно мечта М.Славкина сбылась в 1993 году, когда, благодаря его усилиям, родился детский хоровой театр «Ключ». В состав труппы вошли дети от 6 до 17 лет. По мысли своего организатора, театр должен быть мобильным (состав труппы — не более 20-ти человек) и опираться в своей основе на хоровое пение, что отнюдь не мешает выстраивать в каждом спектакле свою драматургию и соответствующую ей ритмопластику. Первой премьерой, показанной театром уже через год после его создания, стала опера А.Кулыгина «Полет в небеса» (по Д.Хармсу). Спектакль шел в декорациях и костюмах. К неоспоримым удачам надо отнести и «Шесть поэм на народные тексты» В.Рубина для хора a cappella, поставленные (1998 год) как шесть контрастных сценических миниатюр, оснащенных богатой ритмической фактурой движений. Следом начались репетиции оперы Е.Под-гайца «Последний музыкант».

    Выше уже говорилось, что далеко не все студийцы становятся профессиональными музыкантами. Но любой студиец выгодно отличается от школьников, далеких от музыки. Он более контактен, свободнее адаптируется к жизненным обстоятельствам. То, что студия дает своим питомцам, никакой мерой не измерить. Она расширяет горизонты общения, приучает к постоянному упорному труду и взаимной ответственности.

    Отлично подготовленный хор М.Славкина быстро обрел популярность. Даже простое перечисление самых престижных залов, где радушно принимали хор «Преображение», говорит о его высоком профессионализме и востребованности слушательской аудиторией. Среди них три зала консерватории — Большой, Малый, Рахмани-новский, концертные залы — имени Чайковского, Академии имени Гнесиных и «Россия», Колонный зал Дома союзов, концертные площадки крупнейших московских музеев, Домов работников искусств. Хор выступает в школах, на предприятиях, в воинских частях, больницах... Гастроли хора проходят на большом подъеме, география их обширна, включает многие российские города от Калининграда до Екатеринбурга, от Санкт-Петербурга до Симферополя, а также Ригу, Вильнюс, Минск... Измерить живительный заряд и эмоциональное напряжение, передаваемые хористами и дирижером М.Славкиным публике, невозможно. Это, как удар электрическим током, его надо испытать на себе, почувствовать. Представительные члены жюри различных фестивалей, проходивших в столице (и не только в ней), не раз подвергались такому чудодейственному «испытанию». Высокое исполнительское мастерство детского коллектива отмечено многими наградами. Все перечислить здесь невозможно. Наряду со многими дипломами были завоеваны и лауреатские звания — дважды на фестивале «Хрустальная капелька» (1993, 1994), на фестивале «Белый танец»-94 на ВВЦ и Всероссийском фестивале «Салют, Победа!» (1995). Известность хора перешагнула границы страны. В 1989 году студийцы побывали в Польше (Варшава, Краков, Скаржиско-Каменна), а в 1993 году в Голландии. Здесь в рамках фестиваля «Роттердам встречает Москву» славкинский коллектив совместно с Хором мальчиков города Роттердама записал свой первый компакт-диск (СД) и превосходно выступил в церкви Отцов-пилигримов. Дружеские и взаимообога-щающие контакты преображенцев с детскими хоровыми коллективами стран Европы, Америки и Азии с каждым годом росли и ширились. Этому весьма способствовал проведенный в Москве в 1994 году по инициативе М.Славкина фестиваль «Интернациональный Детский Музыкальный Мост» с участием Чикагского детского хора (США) и Детского хора города Цуруока (Япония). Столь интересный почин позволил хору «Преображение» совершить ответные визиты в Японию и США. Первый такой визит состоялся в октябре того же года. Хор несколько раз выступил в Чикаго, принял участие в фестивале «Музыкальная осень в Мичигане», а за 12-ти дневную увлекательную поездку по США дал 15 концертов. Американцы встретили его с присущим им энтузиазмом, все выступления проходили при переполненных до отказа залах. Очень ответственной была (уже вторая по счету) поездка в Голландию, где в июле 1995 года в Арнеме проходил ХП-ый Международный конкурс хоров. На этом представительном форуме соревновалось более 90 коллективов из 36 стран. Москвичи, выступая в четырех категориях, в трех из них получили первую, вторую, третью премии. Такой показатель свидетельствовал прежде всего о том, что хор во главе с дирижером обладает твердым волевым характером, способен сохранять свежим и чистым цепное-коллективное певческое дыхание на протяжении всей марафонской конкурсной дистанции. Исполнительский уровень «Преображения», его высочайшая певческая культура были по достоинству оценены строгими конкурсными судьями. После лауреатских концертов и серии выступлений в Роттердаме и Бэмеле московский детский хор осуществил запись второго СД, озаглавленного «"Преображение" в Голландии».

    Буквально следом (август 1995) преображенцы были гостями Детского хора города Цуруока (Япония), где дали несколько совместных концертов. Затем последовало концертное турне по городам Хагуро, Атцуми, Эдо-гава и Токио. В столице им был устроен торжественный прием на самом высоком уровне. Выступил, в частности, мэр Эдогавы господин Киичи Наказато со словами искренней благодарности за удовольствие слышать и лицезреть несравненное русское искусство. Довольно сдержанные в проявлении своих эмоций жители Японии на концертах «Преображения» преображались настолько, что напоминали «раскрепощенных» американцев. Японские газеты не скупились на похвалы и интригующие заголовки, например: «Фантастический хор из Москвы», «Русский детский хор открывает нам Россию». А московские дети были покорены страной восходящего солнца, ее экзотикой, токийским Диснейлендом и встречей с друзьями, с которыми записали свой третий СД.

    Весной следующего года (март 1996) хор «Преображение», обладающий каким-то неистощимым запасом энергетических и художественных возможностей, принял участие в Ш-м Международном конкурсе имени Орландо ди Лассо в Ватикане и Риме. В категориях «Детский хор», «Юношеский хор» и «Фольклор» москвичи-студийцы завоевали две первые и одну вторую премии. В концерте победителей, проходившем в великолепном Соборе св. Игнация, выступление хора М.Славкина было самым впечатляющим. Рамки статьи не позволяют перечислить все награды, завоеванные студийцами в различных странах. Однако в связи с международными успехами хора нельзя обойти молчанием тот

    факт, что его руководитель Михаил Славкин неоднократно приглашался в жюри престижных международных соревнований не только детских и юношеских, но и взрослых хоровых коллективов. Сей факт говорит о признании его заслуг в сфере дирижерско-хоровой деятельности, о его высоком рейтинге на международной музыкальной арене.

    Особо следует сказать об исполнении хором «Преображение» русской духовной музыки. В этой области у него накопился солидный опыт, поскольку коллектив прошел хорошую школы пения a cappella. Правда, само понятие духовная музыка М.Славкин трактует достаточно широко. «Название духовная, — говорит он, — мы относим к той, что исполняется в храмах или при богослужении, и принадлежит абсолютно ко всем религиозным конфессиям. Вопрос о том, может ли музыка быть бездуховной, считаю, скорее всего, риторическим. Если она не несет в себе духовности, если она не обращена к Душе, — будь она религиозная или светская, — то она и не является Музыкой». «Преображение» постоянно выступает в московских храмах, получая в ответ благословение на дальнейшую деятельность.

    Быть может не лишним окажется упоминание и о моей творческой встрече с хором М.Славкина. Приятные воспоминания сохранились о совместной работе над моей картиной «Весна» (стихи А.Майкова) из «Хоровода времени». Меня искренне взволновала солистка Олеся Интролигатор и группа солистов — Света Деревянко, Ира Федченко и Женя Лихачева. Эта группа, купаясь в звуках, обыгрывала все разномоментные вступления голосов. Замечу, что хор добился удивительно легкого, уходящего как бы в поднебесье glissando, которое вряд ли кто-нибудь еще отважится повторить.

    Успехи и достижения детского хора «Преображение» впечатляют. А между тем сама студия испытывает сегодня немалые трудности. Не имея для работы своего собственного угла, она кочует с одного места на другое. Повсюду возникают так называемые «новые русские» с толстым кошельком, заявляющие свои притязания на аренду занятых детьми помещений. И студию выгоняют вон. В настоящее время «Преображение» приютила математическая общеобразовательная школа-лаборатория № 1079 (директор Лидия Синченко). Пришлось отказаться студии от услуг хореографа и режиссера. Затормозилась работа хорового театра «Ключ».

    Михаил Славкин — мечтатель и оптимист. Он верит, надеется, что ему удастся не только привлечь внимание окружных и городских властей к родной студии, но и найти спонсоров, меценатов, которые смогли бы поддержать детвору в эти тяжелые времена. Недопустимо, чтобы такой коллектив, как «Преображение», не имел своей репетиционной базы, своего пристанища, короче — собственного Дома творчества. Нельзя дать погибнуть уникальному театру «Ключ», так как «любой сосуд разбить недолго и несложно, — собрать потом осколки невозможно» (Саади).

    Кто способен помочь — отзовитесь!

    В заключение хочу еще раз подчеркнуть, как важно, чтобы во главе детских хоровых коллективов стояли творчески мыслящие педагоги-руководители, устремленные к высотам духа, умеющие приобщить своих питомцев к безбрежному океану искусства. Все сказанное в полной мере относится и к педагогам-новаторам Михаилу Славкину и Алле Ястребовой, ведь их воспитательская миссия особо ответственна, так как поле их деятельности — сердца и души юных, еще не окрепших созданий, поле, на котором необычайно сложно переплетены муки и радости человеческие.


Людмила Новоселова

 
 

Выступает концертный хор «Преображение».
под управлением М.Славкина

 

Хор мальчиков «Дебют».
Руководитель А.Ястребова

     

Юные артисты детского театра «Ключ».

Закрыть окно
 
Hosted by uCoz