Музыка и время №8

    август 2010 года.

    Педагогическая мастерская

    Елена Махинько

    «Ты идешь на занятия с детьми, и для тебя это праздник...»1 (1.Цитата из интервью с А.Л. Кисляковым.)

    Актуальные интервью о хоровом воспитании

    Издавна на Руси детское хоровое воспитание органично вплеталось в повседневную жизнь. Достаточно сказать, что хоровое пение наряду с чтением, письмом и ремесленными искусствами входило в число обязательных учебных предметов. Крестьяне, не получившие даже начального образования, участвовали в обрядах или пели некоторые песнопения на церковных службах. В советское время хоровое пение приобрело массовый характер, и, возможно, в какой-то мере потеряло ту высокую художественную позицию, которую занимало раньше. Но, все же, оно оставалось неотъемлемой частью жизни большинства советских детей. Именно в этот период детский хор сформировался как отдельный вид хорового искусства. Специально для детского хора писали С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, В.Я. Шебалин, Д.Б. Кабалевский, а позже - Р.Г. Бойко, М.А. Парцхаладзе, А.Н. Холми-нов, В.Ю. Калистратов, Е.И. Подгайц, М.Б. Броннер и др. Кажется, сейчас хоровое пение оказалось практически вне культурной жизни ребенка, отодвинутое карьерными амбициями родителей, компьютерными играми, музыкальной «попсой», бездумным бдением у телевизора.... Тем ценнее опыт хормейстеров ведущих детских коллективов России, продолжающих и творчески переосмысливающих традиции отечественной хоровой культуры.

    Итак, хоровое пение и современный ребенок: что привлекает и удерживает детей в хоре? Как создается детский музыкальный коллектив? Что нужно делать, чтобы в хоре развивался каждый ребенок? Эти и другие важные вопросы мы обсудили с авторитетными музыкантами, творческими руководителями известных детских хоровых коллективов - Александром Сергеевичем Пономарёвым, директором ДХШ «Весна»; Михаилом Исааковичем Славкиным, руководителем детской хоровой студии «Преображение»; Ольгой Арнольдовной Скворцовой, директором ДМХШ № 106, руководителем концертного хора «Вдохновение»; Анатолием Львовичем Кисляковым, художественным руководителем Большого детского хора радиовещательной компании «Голос России» и хормейстером хора мальчиков Московского хорового училища им. А.В. Свешникова2. (2. Интервью были взяты автором статьи в 2008 году.)

    Известно, что решающее влияние на детей оказывает личность учителя, качества его души. В еще большей степени личность руководителя определяет пути развития детского творческого коллектива. Какие же качества - профессиональные или человеческие -дети оценивают прежде всего?

    «Конечно, человеческие, - отвечает А.С. Пономарёв. - Я в этом абсолютно убежден. У нас очень хорошие отношения с детьми, конфликтов практически не бывает: они с нами всегда советуются. Мы с детьми разговариваем - как сейчас с вами, и так и должно быть. А профессиональные качества очень хорошо понимаются детьми из старшего хора, в младшем - еще нет. Но наши дети очень скромные, вслух никогда не скажут, если что-то не так. Зато есть моменты, когда они имеют возможность высказаться: капустники, прощальные вечера...».

    М.И. Славкин соглашается: «К злому, к грубому человеку подросток навряд ли потянется... Мне кажется, что все-таки подростка привлекает ум, доброта и человечность. А профессиональные качества... Ребенок взрослеет и начинает понимать, что ему нужно тому-то и тому-то научиться. И, конечно, он начинает ценить профессиональные качества, умение чему-то научить, что-то рассказать».

    «Младшие дети просто верят всему, что говорит им преподаватель, - объясняет О.А. Скворцова, - поэтому с ними проще работать. А подростки - они проверяют, они ищут. В нашей школе проходят практику студенты II курса консерватории. Им дается произведение, которое в моей интерпретации уже выучено хором. Консерваторцы разучивают его по-другому, а дети им этого не позволяют. Студент должен сначала убедить подростков, почему надо делать так, а не иначе - это для них очень важно. А что касается человеческих качеств, то здесь одно не должно заменять другое. Я считаю, что человеческие качества руководителя хора - самое главное, потому что руководитель собирает вокруг себя коллектив. И если он не обладает такими личностными качествами, то вряд ли у него будет хороший хор».

    А.Л. Кисляков убежден, что детей привлекает «прежде всего, любовь. То есть человеческие качества дети ценят больше. Ребенок чувствует, когда педагог, который с ним занимается, его не любит, а просто отрабатывает свое время, и, естественно, ребенок никогда за ним не пойдет. Хормейстер в первую очередь должен любить детей. А профессиональные качества ценят все - и маленькие, и взрослые. Все видят, что если хормейстер находит правильный путь и быстро добивается результата - это профессионал, с ним легко работать».

    Опытные хормейстеры очень большую роль отводят формированию коллектива. Они следят за психологическим климатом в своем хоре, заботятся о предупреждении конфликтов и напряженных отношений между хористами, часто беседуют с родителями, разъясняя мамам и папам животрепещущие вопросы взаимоотношений детей. Зачем? Как показывает практика, далеко не каждый детский хор является коллективом не в формальном смысле этого слова. Может ли такой хор быть творчески продуктивным, стать художественно-музыкальной средой для развития детей?

    А.С. Пономарёв уверен: «Группа детей хором быть еще не может, это не хоровое пение, а массовое. Возможно, такое и должно иногда случаться: в школе собрались и выучили что-нибудь, гимн школы, например. А хор - это коллектив, постоянно действующий».

    М.И. Славкин также акцентирует значение фактора коллективизма: «Коллектив - это организующее начало. На наш юбилейный концерт в Доме музыки, посвященный 45-летию студии, пришли выпускники 1967 года - глаза горят, это другой статус людей, понимаете? Кто их воспитал? Коллектив».

    А.Л. Кисляков замечает, что коллективное начало заключено в самом «таинстве» хорового пения: «Хор сам по себе сближает: единое хоровое звучание заставляет прислушиваться к тому, как поют твои соседи, как поет твоя партия и весь хор. Вы делаете одно коллективное дело. Хорошее звучание хора без чувства коллектива невозможно. Когда собрались разные случайные люди, хор звучит нестройно. Ребята должны тесно общаться. Такие человеческие взаимоотношения между детьми очень важны, и хормейстер должен это поощрять».

    Когда коллективные узы достаточно крепки, и дети, увлекаемые едиными целями и задачами, стремятся как можно полнее выразить себя через пение, тогда и начинается совместное творчество. М.И. Славкин объясняет: «Дело в том, что хор - это не просто "собрались на репетицию два-три раза в неделю и разошлись". Тогда это не коллектив. Это инструмент для решения каких-то своих, может быть, даже честолюбивых идей - но не коллектив. Хор - это дом, в котором мы живем одной жизнью (а у нас это так и происходит), вовлекая не только детей, но и родителей, семьи: все праздники, все поездки, летние лагеря, турне, загранпоездки, наши выступления.. . У нас нет помощников. Мы обладатели различных званий и регалий, но материально нам не помогает никто, и если бы не было родителей, не было бы этой общей семьи, у нас не было бы ничего».

    «Коллективная жизнь» - не только занятия, репетиции и концерты. Это и соревнования творческих команд Клуба веселых музыкантов, ежегодные «Вечера встречи» выпускников с концертом, капустником, совместным чаепитием, «Музыкальные салоны», посвященные разным музыкальным эпохам, которые устраивают в хоровой школе «Вдохновение». «Кто-то поет, кто-то играет, - рассказывает О.А. Скворцова, - продумываются определенные костюмы, в оформлении зала отражена стилистика эпохи... Подобные мероприятия заставляют детей "крутиться" вокруг музыкальных проблем, им становится это интересно».

    В хоровой школе «Весна» особая роль отводится летнему лагерю. А.С. Пономарёв вспоминает: «...смысл лагеря - перевод детей из кандидатского хора в старший. Это ежедневные занятия плюс огромное количество всяких мероприятий: вечер бального танца, вечер поэзии, вечер романса, просмотр музыкальных фильмов...». Очень сближают и творчески развивают театральные постановки. «В школе раз или два в год мы ставим спектакли, например, "Золушку", "Любовь к трем апельсинам", "Снегурочку", "Ревизора". А еще мы очень много путешествуем, ходим по музеям. Так что мы все время развиваемся как коллектив», - подчеркивает А.С. Пономарёв.

    Понятно, что в любом коллективе есть ребята более активные, обладающие лидерскими чертами, и «ведомые». Некоторые психологи считают, что руководителю детского коллектива нужно в первую очередь работать с лидерами, другие убеждены, что необходимо держать в поле зрения всех детей. Мы спросили об этом хормейстеров.

    «Конечно, всех. Всех до единого, -отрезал А.С. Пономерёв. - У нас нет первых и вторых, у нас есть те, которые уже умеют, и те, которые еще не умеют, - и все это знают. Но это нормальное явление, завтра все поменяется: кто-то уйдет, а кто-то займет его место». М.И. Славкин считает, что контролировать нужно «всех, безусловно. Но лидеры должны быть. На лидеров вы опираетесь сами, как руководитель, за ними идут все остальные. Допустим, группа первых сопрано: там есть два солиста - есть Соня и есть Света, они лидеры. Любой ребенок, любой член группы первых сопрано будет на них равняться: а почему бы и мне так не петь? Тем не менее, внимание должно уделяться и Соне, и Наташе, и Гале... Лидерство хорошо с двух сторон - это и помощь руководителю, и стимул для сплочения коллектива. Здесь задача - правильно направить лидера, соотнести его роль с теми задачами, которые ты ставишь как руководитель». Такого же мнения придерживается и А.Л. Кисляков: «Конечно, хормейстер должен видеть всех детей. Но лидеры в партиях обязательно должны быть. Лидер - это самый опытный певец, который знает весь репертуар, знает, как нужно его исполнять, и все сидящие вокруг ребята, особенно новенькие, берут с него пример. Это закономерное явление, тем самым осуществляется преемственность поколений. А хормейстер должен держать в поле зрения как лидеров, так и остальных детей. Помимо лидеров существует середина, и таких большинство, и за всеми надо следить».

    И все-таки -дети есть дети. Они способны отвлекаться на занятиях, нарушать дисциплину, словом, они требуют твердого - или, может быть, даже жесткого - руководства? Однако в школе «Весна» жесткий авторитарный стиль считается абсолютно неприемлемым. «Отношения здесь строятся на доверии, - говорит А.С. Пономарёв. - Дети видят, что все зависит от них: они намусорили, значит, будет грязно, нет - значит, все будет чисто, приятно. Поэтому проблем с дисциплиной нет. И никакого менторского тона, никакой особой строгости нет, и это прекрасно».

    М.И. Славкин рассказывает об атмосфере в студии «Преображение»: «У нас все построено на уважении к ребятам, мы их рассматриваем как равноценных партнеров, как своих коллег, просто младших по возрасту и еще не все умеющих делать. И мы занимаемся одним делом - музыкальным творчеством. Кто-то знает больше, кто-то меньше; задача тех, кто знает больше - научить тех, кто знает меньше, как это было в Синодальном хоре. Данилин3

(3.Николай Михайлович Данилин (1878 - 1945) - хоровой дирижер, педагог, с 1910 по 1918 год главный регент Синодального хора.)
пишет о том, как старшие, взрослые хористы передавали навыки младшим, которые учились не только петь, но и вести себя, строить отношения в коллективе. То есть, это опыт, который передавался от старших к младшим, но I они были равны как коллеги, как люди, ~Ш занимающиеся ис-кусством. Этот постулат является у нас главным в отношениях педагогов с детьми».

    Но, все-таки, отношения дирижера и хора в названных коллективах опираются на безусловный авторитет хормейстера, уважение, доверие и любовь к нему. Это самая острая проблема для молодых хоровых дирижеров: есть соблазн сразу самоутвердиться, прибегнуть к строгости, к авторитаризму. Педагоги начинают кричать, раздражаться, «принимать меры» (выгонять из класса, отправлять к завучу и т.д.). В итоге, если дети и подчиняются требованиям, остается «психологический барьер», который впоследствии очень трудно преодолеть. Бывает и наоборот: проявляя слабость характера, либерализм, хормейстер позволяет детям «сесть на шею», и тогда о результате можно вообще не говорить.

    Несколько советов по этому поводу дает М.И. Славкин: «Задача - завоевать авторитет не палочной дисциплиной, не угрозами, не криками, не руганью, а именно тем, что ты сам умеешь. Детей можно заинтересовать только тем, чего они не умеют. А ты их можешь научить, и не просто показать: "иголкой надо вот так шить - получится рубашка", а сделать так, будто ребенок сам до этого дошел. И благодаря тому, что ты ему передаешь эти навыки, ребенок начинает уважать тебя как личность, как учителя, как руководителя». А.С. Пономарёв сравнивает хорошего хормейстера с хорошим «вожатым, старшим товарищем», но не допускающим панибратства. И добавляет: «Надо завоевывать авторитет другим способом. У нас это делается только любовью к музыке».

    Сколь бы важным ни было формирование коллектива и «отладка» коллективной жизни, невозможно упустить и другую проблему, несколько парадоксальную для работы с детским хоровым коллективом - проблему индивидуального подхода к каждому ребенку. С одной стороны, в хоре индивидуальность будто растворяется: все должны петь «как один», а с другой, педагогу-хормейстеру нужно чувствовать каждого ребенка как личность, как маленького музыканта, искать путь к его сердцу и разуму.

    О.А. Скворцова считает проблему индивидуального подхода к детям «вопросом вопросов» хорового воспитания. «Выстраивание унисона, - говорит она, - выстраивание разных видов ансамбля: ритмического, вокального - здесь все должны быть едины, здесь теряется понятие индивидуальности. Но когда начинается работа со словом, как раз и происходит воспитание личности. Дети не могут все делать одинаково, каждый ребенок проявляет свое видение, свой интеллект. И задача хормейстера в том, чтобы в хоре не было "пустых лиц". Это то, чего не хватает многим хоровым коллективам: вроде бы, открывают рот, но все одинаковые. Вроде бы поют... А какое впечатление производит хор, где каждый ребенок творит на сцене!».

    «Всех детей нужно знать, входить в их положение, - убежден А.С. Пономарёв. - Дети это знают и считают нормой. В нашей школе хотя и установлены строгие правила, бывают всякие обстоятельства, которые мы всегда учитываем. Преподаватель, руководитель хора очень часто встречается с учениками один на один по разным поводам: это и сдачи партий, и творческие группы, и подготовки к праздникам. У нас есть музеи, библиотека, летописная группа, шефы-подшефные, которыми надо руководить и которым нужно помогать».

    Индивидуальные занятия и прослушивания упрощают задачу хормейстера, но требуют большого ко-.; личества времени и сил. «Например, вы видите, что ребенок неправильно дышит, - рассуждает О.А. Скворцова, - вы можете ему объяснить, что нужно делать так-то и так-то, чтобы он это понял. А потом достаточно вам только взглянуть или показать ему рукой на уроке, и он вспомнит, что вы ему говорили. В этом проявляется контакт между педагогом и каждым ребенком. Я, например, по тембру знаю каждого, и когда звучит вся партия, а кто-то ошибся, я все равно пойму, кто именно это сделал. Это, конечно, имеет для ребят очень большое значение. Им тогда кажется, что педагог знает все!».

    И, наконец, концертное выступление! Это ответственейший момент в жизни хора, итог напряженной работы дирижера и маленьких хористов. Концерт выявляет состояние хора и способствует его дальнейшему творческому росту. Внешний вид ребят, выход, постановка очень влияют на успех у публики и на отношение самих детей к выступлению. «Первое впечатление от хора имеет большое значение, - замечает А.Л. Кисляков. - Потом, когда одно-два произведения спели, все уже обращают внимание на то, как хор исполняет». «Вообразите, хор в мятых костюмах "вразвалочку" вышел...», -смеется хормейстер. Действительно, невозможно представить себе глубокого художественного исполнения произведений в концерте, если сами хористы некрасиво вышли, поют с невыразительными лицами. Да и праздничного настроения от такого концерта вряд ли можно ожидать. Оттого немалую роль приобретает обучение певцов сценическому поведению.

    В хоровой школе «Весна» оно начинается с подготовительного хора, где поют дети 5-6 лет. «В нашей школе считается большим-большим преступлением, - рассказывает А.С. Пономарёв, - когда дети выходят на сцену и начинают искать глазами родителей, а родители из зала пытаются им помахать рукой. Сразу с момента выхода на сцену все настраиваются на выступление. У нас есть ограничения на фото- и видеосъемку, которая отвлекает от музыки как исполнителей, так и слушателей».

    В подростковом возрасте появляются новые проблемы. Многие подростки «зажимаются» на сцене, не знают, куда деть руки, как встать на станки, чтобы все выглядело естественно со стороны и т.п. О.А. Скворцо-ва говорит: «С детьми надо работать над выразительным исполнением музыки. Ведь они как думают: ах, я сейчас открою рот, "рожу скорчу" или что-нибудь такое сделаю, а все подумают, что я некрасивый. Они боятся, что будут выглядеть некрасиво, неэстетично. А надо идти от другого - от образа, от проникновения в суть произведения. Иногда достаточно сказать просто: "улыбнитесь", "сделайте доброе выражение лица". Или, например, у меня дети поют "Сказку о драконе", и я говорю: "Ну-ка, ужас в глазах изобразите!" Понимаете? Это, если хотите, мастерство актера на начальном уровне. Когда они будут не просто открывать рот, а петь осознанно, выражая суть того, что они поют, - вот тогда уйдет это подростковое стеснение».

    В хоровой студии «Преображение» дети обучаются сценическому мастерству, сценическому движению. В результате ребята очень органично и красиво двигаются, привнося в свои выступления особый шарм и очарование. «Михаил Чехов идет от тела. Есть такой предмет, который называется биомеханика, - поясняет М.И. Славкин. -Там продумано все до кончика пальца: куда направить руку, какой должен быть жест, выражение лица, мимика - то, чего нет у Станиславского. Великий Шаляпин говорил: "Движение души есть движение руки". Почему у него такая мимика, такая органика на сцене? Старые кинозаписи смотришь: у него же нет ни одного пустого жеста. Все продумано. Почему, когда негры поют, они "руками" поют? Это не "выпендреж": он поет, у него рука чувствует эту интонацию, он передает ее через жест. И детям проще: когда они в движении, когда они понимают задачу, они не стоят истуканами, не стесняются своего тела. Им выходить на сцену - одно удовольствие, потому что они знают: мы сейчас покажем такое, чего никто не умеет». Дирижеру необходимо каждый раз требовать от детей участия в исполнении с максимальной отдачей, проживая музыку от начала и до конца. Молодому хормейстеру нужно уделять этому внимание, по словам А.С. Пономарёва, «все время, каждую минуту».

    Хоровое пение, которому дети с увлечением посвящают свободное время, становится для них потребностью, доставляет большую радость. Хор развивает голос ребенка, превращая его в полнозвучный инструмент единого музыкального ансамбля. Юные музыканты преображаются, становятся уверенными, творчески активными. «Дети, которые прошли воспитание в хоровом коллективе, - говорит О.А. Скворцова, - в лучшую сторону отличаются от своих сверстников, которые не учатся в музыкальных или хоровых школах. Хор - это мощная сила, которая воспитывает, уже не говоря о тех моментах, которые просто приносят пользу голосу, слуху, мироощущению. Особенно успешно развиваются дети, которые поют в хорах "высокого ранга", ездят на фестивали, на конкурсы. Я помню, у меня в хоре был один мальчик. Когда он учился в младших классах, его родители умоляли: не выгоняйте, ради бога. Он был очень сложный, двоечник по всем предметам... Но потихоньку он развился, и как раз на период его учебы пришлась поездка на конкурс. И, вы знаете, он нес на шествии хоров (а это была Болгария - Варна) флаг России, и, мне кажется, после этого он стал совсем другим. Когда он приходит на наши выпускные вечера, то говорит: самое интересное, что у него было в детстве, связано с музыкальной школой».

    М.И. Славкин считает, что ребенок развивается как личность на занятиях, «потому что репертуар, который мы поем, конечно, развивает. (Мы исполняем достаточно серьезную музыку, абсолютно всех направлений, стилей, жанров, эпох.) А особенно важна русская музыка с высокой русской поэзией. Здесь и Лермонтов, и Пушкин, и Майков, и Тютчев - просто созвездие поэтов, и современные авторы, тот же Бродский, Вознесенский, все самое лучшее, что есть в поэзии. Сама музыка благотворно влияет, ведь это лучшее лекарство. Язык звуков, язык музыки - самый доступный, самый нужный, и, конечно, он облагораживает. И естественно, на занятиях ребенок развивается, кругозор его расширяется. Ведь понимание поэтического слова, понимание музыкального звука - это великие вещи, это ценности, которые ничем нельзя заменить».

    «Наша хоровая работа состоит в том, чтобы музыку спеть выразительно, - поясняет А.С. Пономарёв. - Мы не занимаемся выучиванием репертуара "к концерту"... У нас все время продолжается процесс обучения. Разговор идет о том, как произнести слово, фразу, как выстроить форму, поэтому у хористов не могут быть невыразительные лица, на лице отражается все, о чем они думают и что они чувствуют. При этом вопросы техники, грамотности служат той же цели. Мы поем только высокохудожественную музыку. В советское время было запрещено петь русскую церковную музыку, но, например, "Stabat Mater" Перголе-зи петь было можно. Мы это произведение исполняли, делали подстрочной перевод, а также знакомили ребят со стихотворным переводом Блока. Нам приходится петь на всех языках (даже на шведском, финском) и мы всегда стараемся точно перевести текст. Это необходимо. Знакомимся с разными стилями, эпохами, историческими событиями, географией... Зачем? Чтобы совсем по-разному спеть музыку эпохи Возрождения, музыку романтиков, современную и ультрасовременную. Так дети и воспитываются - художественно и нравственно».

    К сказанному трудно что-либо добавить... Общаясь с такими мастерами, невозможно не увлечься их любовью к детям, к музыке, к творчеству, не преклониться перед их бесценным трудом. И хотя на сегодняшний день хор остается непопулярным видом искусства, некоторые дети все же становятся причастными к прекрасному миру хорового содружества и сотворчества. Возможно, придет день, когда родители будут больше заботиться о творческом и нравственном развитии своих детей, а детское хоровое искусство займет достойную нишу в российской сфере образования.


Елена Махинько

 
 

     
Закрыть окно
 
Hosted by uCoz