Разговор двух мам:
- А мы на хор ходим…
- На хор? И не скучно?
-
Какой он - современный детский хор?
К сожалению, для большинства из нас детский хор - это 30 девочек с косичками в бархатных красно-бардовых платьицах с белыми воротничками, чинно выводящие что-то непостижимое, с каменными лицами.
И хор у нас ассоциируется только с детскими хорами советской эпохи, или чем-то таким заунывным, куда уж точно ребенка не стоит отдавать.
А весь мир тем временем восторгается русской хоровой музыкой. В Америке и Европе проводятся конкурсы, на которые приезжают сотни детских и взрослых хоров со всего мира соревноваться в различных категориях хорового пения.
А что, в хоровом пении еще и категории есть?
Да! И довольно много! А в мире существуют хоры, которые поют и современную музыку, а не только классику. Поют классику в современной обработке, даже джаз! И все это – хор. Так почему же мы, народ с такой древней культурой хорового пения лишаем своих детей наслаждения создавать эту красоту?
Другой вопрос, что к выбору, в каком именно хоре ваш ребенок будет петь. От этого во многом зависит его интерес к этому виду искусства.
При всем уважении к хорам в музыкальных школах – к сожалению, в силу необходимой для освоения программы музыкально школы, руководители этих хоров не всегда имеют возможность создать интересный, яркий репертуар. Отсюда и результат – скука в глазах ребенка при посещении хора.
Тогда как существуют хоровые школы, хоровые студии, капеллы, где репертуар не так строго регламентирован, и грамотные, современные руководители и хормейстеры идут в ногу со временем – их коллективы поют музыку разных стилей, они более мобильны, их часто приглашают для участия в интересных концертах, показывают по телевизору.
А стремительные тенденции к тому, что хор в последнее время на сцене перестает быть статичным, возможно, изменит отношение массы к этому виду искусства. Все большее число хоров старается из исполняемого произведения сделать что-то интересное – приглашаются режиссеры, постановщики, и вот это уже не просто песня, а маленькое театральное действие!
Ушли в прошлое времена, когда ребенок в массе детей не ощущал своей значимости в хоре. Сейчас многие хоры состоят из небольшого количества участников – каждый певец – как на ладони, у каждого – своя партия. И без нее произведение будет уже звучать совсем не так. Поэтому распространенное мнение о том, что ребенок в хоре, если он не солист, не может себя никак проявить – в корне не верно.
Иными словами – ищите для своего ребенка коллектив, руководители которого – прогрессивные музыканты, умеющие давать детям представление о разных видах музыки, которым удается раскрыть для ребенка не только красоту классики, но и дать возможность исполнять современные произведения, и даже популярную музыку.
Этим же правилом стоит руководствоваться вообще при выборе для ребенка педагога, обучающего игре на музыкальном инструменте – педагога, который мог бы создать для ребенка все условия, дающие ему возможность исполнять музыкальные произведения различных стилей.
К сожалению, как многие инновации в нашей с вами жизни, и в хоровом искусстве есть специалисты, которые являются ярыми противниками всех нововведений, а есть и такие, которые слепо следуют модным тенденциям, и совсем не уделяют внимания в своих программах традиционным произведениям хорового искусства.
Конечно, родителю без музыкального образования, далекого от хорового искусства, подчас сложно определить, что же за хор занимается в соседнем дворце творчества.
Но все же необходимо сходить вместе с ребенком на несколько выступлений этого хора, чтобы понять, подходит ли он Вам.
-
Захотелось на концерте спать?
Это вовсе не означает, что хор плохо поет. Это скорее означает нашу неготовность воспринимать серьезную музыку.
А вот коллектив, способный сочетать в своей программе произведения разной степени доступности для слушателя – это уже коллектив, в котором, скорее всего, и ребенку вашему скучно не будет, но в то же время фундамент заложат – он сможет знать, уметь слушать (и даже исполнять!) классику.
Я помню, сколько противников было 20 лет назад, когда хор, в котором мне посчастливилось петь – вышел на сцену – подумать только…в брюках! А сейчас каждый второй хор в брюках поет. Однако были у нас не только брюки, но и длинные, в пол, красивые платья, и платья в русском стиле, для поездок - футболки с логотипами, а для концертов на открытых площадках в ненастную погоду – даже курточки…
-
Но с какого же возраста стоит отдавать ребенка в хор?
Многие хоровые коллективы в подготовительные группы принимают малышей с 3-х лет. Однако, необходимо отдавать себе отчет в том, что занятия для таких малышей все же носят скорее ознакомительный с хоровой музыкой характер. Они направлены на развитие чувства ритма, учат малышей управлять своим голосом. И, конечно, особой художественной ценности то, что покажут малыши на первом своем концерте – скорее всего, представлять не будет. Тем не менее, признать такие занятия неэффективными так же неверно.
Что-то похожее на хоровое пение Вам удастся услышать только лет через 5. Да-да. Даже если у большинства малышей таких групп хорошо развит слух, они умеют чисто петь – добиться от них исполнения хорового чрезвычайно сложно. Да и нужно ли в этом возрасте? Главное на этом этапе – дать малышу представление о прекрасном мире хоровой музыки.
Так может быть все же в наших силах, в силах именно родителей – возродить хоровое пение для наших детей, для будущего поколения? Русские и украинские народные песни звучат сегодня в репертуаре всех знаменитых хоров мира. Я уверена - в наших силах изменить отношение наших соотечественников к волшебному миру хорового пения…
Автор: Анна Немченко,
педагог дополнительного образования,
руководитель подготовительного хора детской хоровой студии "Преображение" Союза композиторов России,
мама 2 детей